Предпосылки к строительству новых теплиц в России

Контактный телефон
8 800 333 87 67 добавочные номера  

Предпосылки к строительству новых теплиц в России

ПРЕДПОСЫЛКИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВЫХ ТЕПЛИЦ В РОССИИ


Тепличное овощеводство и цветоводство в России имеет богатую историю.


Первые крупные промышленные теплицы были построены в СССР еще в 30-х годах вокруг многих крупных городов страны для обеспечения свежими овощами их жителей. Например, под Москвой выросла агрофирма «Косино», под Ленинградом - «Лето».


В 60-е годы прошлого века к строительству теплиц приступили особенно быстрыми темпами. В СССР были разработаны типовые проекты, по которым строились тепличные комбинаты, по техническим данным почти не уступающие зарубежным аналогам того времени. Антрацитовский завод металлоконструкций в Луганской области Украинской ССР производил теплицы для всего Союза. В тепличных комбинатах предусматривалось автоматическое регулирование микроклимата, полива и подкормки растений удобрениями. Основные производственные процессы частично механизировались.


Десятки агрономических институтов и опытных станций выводили продуктивные сорта растений специально для закрытого грунта. Технологии выращивания регулярно обновлялись новыми разработками советских ученых.


Дешевое топливо для обогрева и освещения теплиц давало возможность строить их даже за полярным кругом. Результаты работы передовых тепличных комбинатов СССР («Московского», «Ленинградского», «Симферопольского», «Кисловодского») свидетельствовали об их высокой экономической эффективности: урожайность огурцов достигала 30-33 кг с одного кв.м, томатов 12-20 кг. Производительность труда в передовых тепличных комбинатах была в 2 - 3 раза выше, а себестоимость продукции ниже по сравнению с показателями в мелких тепличных хозяйствах. С учетом несравнимо низких тарифов на энергоносители (как по отношению к современной российской действительности, так и зарубежных коллег), и высокой цены продаж продукции в межсезонье, затраты на строительство тепличного комбината полностью окупались за 4 - 5 лет их эксплуатации.


Особенно впечатляющих результатов достигали комбинаты, расположенные на юге страны. Там тепличная продукция имела ощутимо меньшую себестоимость по сравнению с продукцией, полученной в центральном и северном районах СССР. Эксплуатационные расходы в южной зоне на 15% - 20% меньше, чем в средней полосе, и на 40% - 50% меньше, чем на Севере.


Максимальной точки своего развития тепличная отрасль достигла в 80-е годы. В годы «развитого социализма» рентабельность тепличных хозяйств доходила до 70 - 200%. Общая площадь промышленных зимних стеклянных теплиц составляла на тот момент более 4,7 тысяч га, подавляющее большинство из них использовалось под выращивание овощей и зелени. Урожайность культур в тепличном грунте в среднем не превышала 20-25 кг с одного кв.м в год, однако в передовых хозяйствах уже тогда снимали урожаи по 40 - 50кг/кв.м, используя продленную светокультуру. Доставшиеся нам со времен планового социалистического хозяйства теплицы были распределены по территории России достаточно равномерно. Практически все области, включая самые северные, в т.ч. Карелию, Чукотку и Таймыр, имели свои собственные производства внесезонной продукции.

Больше всего промышленных теплиц было в московском регионе – их совокупная площадь достигала 450 га. 


Городское население СССР привыкло видеть на своих столах свежие огурцы уже на февральские праздники, а свежие томаты, зеленый лук и петрушку в марте-апреле. Именно в советское время нашими учеными были разработаны технологические приемы и оборудование для теплиц, которые только сейчас приходят к нам в качестве ноу-хау из Израиля и Голландии.


Во времена перестройки значительная часть площадей закрытого грунта пришла в упадок, более половины теплиц были разобраны или просто заброшены. Прекращение привычных дотаций, разрыв межрегиональных связей, гиперинфляция, падение уровня жизни населения, а затем резкий рост цен на энергоносители привели к экономической нецелесообразности деятельности многих тепличных комбинатов, как в РФ, так и в сопредельных странах СНГ.


Объемы производства тепличной продукции снижались почти до конца прошлого века. В 1996 году зафиксирован самый низкий валовой сбор отечественных теплиц на уровне 459 тысяч тонн. Примерно в это же время начался массовый перевод тепличных хозяйств из государственной собственности в частную: многие комбинаты прошли акционирование и стали ЗАО или ОАО.


Подавляющее большинство тепличных хозяйств в то время не могли позволить себе обновить или хотя бы модернизировать выработавшие свой срок конструкции. Единицы, типа «Московского», «Белой Дачи» или «Майского» в Казани, внедряли новые технологии: капельное орошение, шмелеопыление или выращивание в субстрате, на базе старых теплиц. И даже такие частичные изменения значительным образом, в 1,5-2 раза повышали урожайность культур, и помогали предприятиям выжить.


В общей сложности, за годы перестройки Россия потеряла около 50% площадей закрытого грунта. Сохранились лишь те тепличные хозяйства, которые работают на газе (его использование примерно в три раза дешевле, чем использование других энергоносителей), либо имеют льготы на энерготарифы или частичную (до 50%) компенсацию затрат на них.


К началу нового столетия тепличная отрасль России подошла менее чем с 2,2 тысячами га закрытого грунта, 60% которого уже были морально и физически изношены.


На момент проведения исследования, износ основных фондов теплиц, построенных в 80-е годы, составлял от 70% до 90 %. Ежегодно происходит вывод из оборота от 70 до 100 га старых теплиц.


Соответствующее уменьшение объемов производства отечественной тепличной продукции на фоне растущего потребительского спроса в последние годы, привели к резкому росту импорта межсезонных овощей и цветов. Согласно экспертным высказываниям и данным маркетинговыхисследований, доля импортной цветочной продукции в России составляет 90%, а на рынке свежих овощей – около 50%, причем в зимне-весенний период доходит до 80-85%.


В прошлом, 2008 году, объем официального импорта только свежих томатов в Россию из стран дальнего зарубежья составил $359,6 млн. По высказываниям ряда экспертов, реальный объем импорта как минимум в 2 раза выше.


Цветочный рынок РФ фактически принадлежит производителям и поставщикам Нидерландов, Колумбии и Эквадора. Цветочная продукция принесла им порядка $2,5 млрд. в 2008 году только по самым скромным подсчетам, а некоторые эксперты рынка оценивают выручку поставщиков еще выше, в $3,5 – 4 млрд.


Совокупный объем тепличной продукции, реализованный в России в 2008 году, таким образом, достиг порядка $4,5 – 5,5 млрд. в год, при этом большая часть средств уходит за границу. 


Без строительства новых крупных промышленных теплиц и внедрения современных агротехнологий, наращивание объемов производства востребованной тепличной продукции становится невозможным. Стоимость строительства 1 га овощной теплицы достигает от 1,5 до 2,5 млн. евро в зависимости от оснастки и имеющихся коммуникаций, срок окупаемости, по данным рыночных экспертов, - от 4 до 8 лет. Стоимость строительства 1 га цветочной теплицы 1,5-2,0 млн. евро, срок окупаемости обычно укладывается в 4 – 5 лет. Работающие тепличные комплексы, отягощенные изношенными конструкциями и старым оборудованием, редко имеют в «запасе» такие свободные средства. Коммерческие банки неохотно идут на долгосрочное кредитование промышленных теплиц по причине низкой ликвидности тепличного оборудования и строений.


Российским тепличным комбинатам нужны стратегические инвесторы из других отраслей, способные вкладывать в строительство и модернизацию предприятий по нескольку десятков миллионов евро.


До последнего времени в экономике России хватало бизнес-сегментов, где вложенные инвестиции окупались гораздо быстрее и приносили владельцам больше прибыли, чем в производстве тепличных овощей и цветов. Начиная с 2004 года, наблюдается характерная тенденция прихода непрофильных инвесторов в тепличный бизнес, озабоченных диверсификацией своих активов.


Производство конечного продукта питания, направленного на внутреннего потребителя с уже сложившимся менталитетом и объемом спроса, выгодно отличает тепличный бизнес от экспортно-ориентированных, банковских или торгово-закупочных операций, напрямую зависящих от состояния экономики, курса валют и снижения уровня покупательского спроса в целом.


Вытеснение импорта тепличных цветов и овощей, и развитие отечественных производителей на рынке промышленных теплиц становится стратегическим моментом для экономики России в целом. Особую актуальность данный вопрос получил в условиях мирового финансового кризиса, с повышением стоимости импортной продукции за счет постепенной девальвации национальной валюты.

Популярные статьи